Укладка и эксплуатация

                                                                 

Технология мощения

Подготовка мощения

Несущие слои основы должны быть рассчитаны в соответствии с требованиями БНіП 2.0502-85 и иметь равномерно распределенную несущую способность, быть морозоустойчивыми и водопроницаемыми, отвечать заданному проектом профилю и иметь горизонтально ровную поверхность.

При этом следует обратить особое внимание на надежный дренаж системы «тротуарная плитка-основа-почва». Если пропускная способность системы для осадков и талых вод составляет менее 0,02 литр/сек на 1 м2, то еще на стадии проектных работ должен быть решен вопрос об отводе вод путем поверхностного отвода с поверхности покрытия или с применением дренажной системы.

Материал для несущего слоя – любой морозоустойчивый дренажный материал, например- мелкий щебень, гравий фракции 5-20 мм, 20-40 мм. Толщина несущего слоя определяется проектом и в зависимости от класса площадки, дорожного полотна, может быть от 14 до 70 см. Как материал для подстилающего слоя пригоден- песок, мелкий щебень, гравий фракции 0-5 мм.

Толщина подстилающего слоя в уплотненном состоянии должна быть от 30 до 50 мм. Она не должна превышать верхний предел, чтобы под действием нагрузки от дорожного движения не возникали деформации покрытия. В особенных случаях, например, для мощения остановок автобусов, въездов и т. п., возможно добавление в конструкцию основы  слоя бетона толщиной 200 мм. При устройстве отмостки тротуарную плитку укладывают на раствор- цель не допустить попадания влаги под фундамент строения.Для покрытий, которые в дальнейшем не будут поддаваться влиянию погодных условий (под накрытием, внутри помещений), для подстилающего слоя рекомендуется применять цементно-песчаный раствор, увлажненный перед укладкой.

Укладка ФЭМ

                                                                                        ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ!

В процессе мощения необходимо использовать тротуарную плитку из разных поддонов,чтобы равномерно распределить оттенки цвета тротуарной плитки на одной площадке.Это относится как к серой плитке без добавления пигмента, так и к цветной с добавлением пигмента.

ФЭМы укладываются на подготовленный подстилающий слой, начиная от намеченной  поверхности, равномерными рядами согласно профилю укладки (по шаблону, рельсу, шнуровке).Тротуарная плитка для укладки выбирается одной высоты. Ширина шва– 2-5 мм в случае заполнения  песком и 8 мм, если он фиксируется раствором.

Укладка плитки без швов не допускается, ведь тогда неминуемы сколы ребер тротуарной плитки во время эксплуатации (в результате температурных и силовых деформаций). Имеющиеся на тротуарной плитке фиксаторы высотой 1,5-2 мм не являются заменой швов!

Стоит учитывать, что швы, вместе с материалом-заполнителем, в процессе эксплуатации выполняют функцию эластичной опоры между отдельными камнями и способствуют равномерному распределению нагрузки в горизонтальном и вертикальном направлениях между отдельными камнями покрытия. В случае заполнения швов раствором следует делать температурно-усадочные швы. После укладки покрытие необходимо равномерно утрамбовать, начиная от краев по направлению к середине.

Трамбовка тротуарной плитки

После укладки тротуарная плитка подлежит обязательной трамбовке. В процессе трамбовки происходит увеличение швов между ФЭМами и материалом подстилающего слоя. Трамбовку тротуарной плитки следует осуществлять только по сухой поверхности, равномерно, начиная от краев участка по направлению к середине! Поверхность должна быть тщательным образом очищена. Для трамбовки применяются вибрационные плиты с полимерным покрытием.Рекомендованы также площадные вибраторы с рабочей массой до 170-200 кг и уплотняющей центробежной силой до 20 КН.Применение асфальтоукладчиков и виброкатков не допускается.В результате вибрации верхняя плоскость тротуарной плитки оседает приблизительно на 10 мм.

Заполнение швов

Заполнение швов проводится сразу после трамбовки, по мере продвижения укладки. Их заполняют песком, насыпая его на поверхность плитки до полного закрытия швов.

Для создания большей плотности швов после каждого их заполнения песком,гравием  небходимо поливать материалы водой. Заполнение швов может делаться в несколько приемов. Для заполнения швов наиболее пригодны -песок, гравий, мелкий щебень фракции 0-2, 0-4 мм.

При усиленном внешнем влиянии, например, на площадках АЗС, может быть рекомендовано заливание швов цементным раствором или стойкой к нефтепродуктам массой, при этом ширина швов должна быть не меньше 8 мм.

После закрытия швов остатки песка убираются  и  поверхность, вымощенная тротуарной плиткой, готова к эксплуатации.

 

Высолы на бетонных изделиях

Высолы - это белый солевой налет на поверхности бетонных изделий, вызванный кристаллизацией водорастворимых известковых солей на основе цемента (продукты Ca(OH)2 + CaCO3).

Цемент = глина (клинкер) + известь (СаО) + гипс (регулятор схватывания) + …

Высолы могут образовываться в начальный период твердения бетона (в течении до полугода). Основной причиной высолов является карбонизация гидрооксида кальция, образующегося вследствие гидролиза силикатов кальция, содержащихся в цементе. Этот процесс протекает по реакции:

Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O

Рассмотрим подробнее процесс образования высолов:

Период набора прочности бетона после замешивания составляет 28 суток. За этот период бетон набирает 90% прочности. Это означает, что на протяжении 28 суток в структуре бетона еще есть свободный кальций Са2+ (извести СаО - составляющей цемента), который может взаимодействовать с водой. При производстве по технологии вибропрессования готовая продукция выгружается  из  камер созревания  при наборе 70% прочности, а это, как правило, составляет вторые-третьи сутки после замешивания бетонной смеси.

а) После выгрузки продукции из камер созревания на вторые-третьи сутки, свободный кальций Са2+, который еще активен на лицевой поверхности , реагирует с водой Н2О – внешняя вода: дождь, снег, конденсат и т.д., которая попадает на поверхность изделия, образуя гидрооксид кальция Са(ОН)2 по всей поверхности изделия:

Са2+...+ Н2О = Са(ОН)2

б) Гидроксид кальция реагирует с углекислым газом из воздуха, находящимся в атмосфере (0,03%), происходит карбонизация (кристаллизация) этого кальция и образование по всей поверхности изделия соли карбоната кальция СаСО3. Эта соль в виде белого налета и есть высол.

Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 +…

СаСО3 (карбонат кальция) – слабо растворимая соль. При дальнейшем взаимодействии с водой образуется легкорастворимая соль гидрокарбоната кальция, которая уже легко смывается водой.

СаСО3 + Н2О + ... = Са(НСО3)2

Са(НСО3)2 (гидрокарбонат кальция) – легко растворимая соль.

С уверенностью можно сказать, что карбонатные высолы не вызывают деструкции бетона. После того, как изделия уложены и находятся в естественных условиях с  выпадением осадков, начинается самоликвидация высолов.

 

Потертости лицевой поверхности бетонных изделий

Основные причины появления потертостей на лицевом слое тротуарной плитки:

•  бетонные изделия складируются рядами на деревянном транспортном поддоне, упаковываются стретч - пленкой и полипропиленовой лентой. В среднем вес одного ряда изделий может достигать 140 кг. Вес одного поддона с продукцией может достигать 1700 кг, а высота – 90 см. Избежать горизонтального раскачивания поддона при перемещении (погрузка, транспортировка, выгрузка) практически невозможно. Тем более, если транспортировка осуществлялась по некачественному  дорожному покрытию (по причине тяжелого веса поддон с продукцией имеет большую инерцию). Вследствие горизонтальных раскачиваний поддона с продукцией может иногда происходить затирание нижних рядов изделий верхними рядами.

•  при монтаже покрытия из тротуарной плитки укладчики перевозят плитку на тачках к месту укладки.

Вследствие трения камней друг о друга могут возникать потертости.

Тротуарная плитка предназначена для активной эксплуатации пешеходами и автомобильным транспортом.

Тротуарная плитка, произведенная методом полусухого вибропрессования, имеет двухслойную структуру – лицевой слой ( может быть как с добавлением пигмента, так и без него) и основной несущий слой. Состав и структура лицевого слоя тротуарной плитки обладает высокими прочностными характеристиками против истирания. Показатель истираемости лицевого слоя тротуарной плитки очень низкий и составляет менее 0,7 г/см2. Толщина прокрашенного лицевого слоя 5-8 мм. Это означает, что при всех допустимых нагрузках на истирание, прокрашенный лицевой  слой тротуарной плитки не сотрется на протяжении 30 лет.

Потертости не оказывают деструктивного воздействия на качество бетонного изделия. Потертости – это простые царапины, которые исчезают после качественной затирки швов песком при укладке тротуарной плитки или в процессе дальнейшей эксплуатации покрытия по назначению.

ПАМЯТКА ПОКУПАТЕЛЮ

пожалуйста, ознакомьтесь с нижеизложенной информацией

по уходу за покрытием из тротуарной плитки

Покрытие из тротуарной плитки является долговечным и практичным. Уход за ним не занимает много времени.Тротуарная плитка ,как и любой другой материал, может быть загрязнена и может потребоваться ее очистка.Следует отметить, что для борьбы со многими  загрязнениями необходимо использование различных химикатов и при работе с ними необходимо строго придерживаться инструкций производителя и использовать необходимые средства индивидуальной защиты.

Перед использованием специализированных химикатов необходимо проверить их действие сначала на небольших неприметных участках. В случае их эффективного действия и отсутствия нежелательных эффектов можно использовать на всех загрязненных участках.

Наиболее часто встечаются следующие виды загрязнений тротуарной плитки :

Природная грязь (естественные почвы-чернозем, глина и т.п.) довольно просто очищается с помощью воды и жесткой щетки с синтетическим ворсом. Иногда при стойких загрязнениях необходимо использовать жидкое или порошкообразное хозяйственное мыло или стиральный порошок. Для исключения появления белых разводов, необходимо тщательно смывать моющие средства с покрытия. Использовать сильный поток воды со шланга не рекомендуется, особенно на недавно вымощенных покрытиях для предотвращения вымывания песка из межплиточных швов.

Мох и лишайники могут появляться на покрытии из тротуарной плитки, если область покрытия находится в тени и в этих местах постоянная сырость, обусловленная плохим дренажным основанием. Мхи и лишайники удаляются механическим способом, а в случае, если почва под ними большая, целесообразно применять гербициды избирательного действия, например "Дихлофен". Для  предотвращения их повторного появления  необходимо использовать полив со специальными газонными смесями, содержащими сульфат аммония и сульфат железа.Такая обработка на несколько лет предотвращает появление мхов и лишайников.

Ржавчину можно удалить с помощью специальных средств для чистки бетона на основе соляной кислоты или 5% раствором соляной кислоты. Следует иметь в виду, что соляная кислота вступает в реакцию с бетоном, что может привести к вымыванию частиц бетона и красящего пигмента на цветной плитке. Поэтому сразу после применения средства на основе соляной кислоты, необходимо смывать реактив большим количеством воды. Необходимо также предотвращать появление ржавых пятен на плитке в будущем, воздействуя на источник загрязнения. Частое использование таких химикатов негативно воздействует на тротуарную плитку.

Свежие нефтяные пятна (машинное масло, дизтопливо и т.п.) необходимо нейтрализовывать с помощью впитывающих материалов (бумажные полотенца, ветошь,опилки). При этом не нужно тереть ими поверхность плитки, чтобы не допустить загрязнения еще большей площади покрытия, а оставить для впитывания жидкостей.Оставшиеся загрязнения необходимо удалять при помощи моющих средств и горячей воды. В отдельных случаях для удаления старых пятен используют органические растворители : "Уайт - спирит", "Сольвент" и другие.Также можно использовать специальный биосорбент "Эколан", который разлагает нефтепродукты. Загрязненный песок в швах необходимо заменить на чистый.

Пятна асфальта удаляют механическим способом с помощью скребка и жесткой металической щетки. Удалять такие пятна лучше в зимнее время (либо использовать лед для охлаждения). При низкой температуре  битум становится ломким и легко выкрашивается с поверхности тротуарной плитки.

Пятна от жевательной резинки можна удалить, используя принцип удаления пятен асфальта (в зимнее время), либо с помощью горячего пара. Возможно также использование специальных средств очистки покрытия от жевательной резинки, например "05 Nograff gum".

Пятна от шин транспортного средства легко удаляются с  помощью горячего пара либо с помощью горячей воды и моющих средств.

Пятна от красок удаляются сначала механическим способом (скребки,металлические щетки), остаток снимается с помощью специальных смывок для снятия краски.

Пятна от сажи обычно поддаются удалению с помощью мыла и воды, а если это не помогает, можно использовать смесь стирального порошка и отбеливателя (не хлорсодержащего). В обоих случаях после использования моющих средств их нужно смыть большим количеством воды.

Кроме борьбы с пятнами и загрязнениями покрытие из тротуарной плитки нуждается также в периодическом уходе за швами, особенно для покрытий первого года эксплуатации. Песок в швах подвержен в первый год-два к вымыванию при сильных ливнях (особенно на крутых уклонах), выветриванию, а также усадке. Нельзя допускать, чтобы межплиточные швы не были заполнены песком ,так как это может привести к разрушению покрытия. Уход, таким образом, сводится к заполнению  швов песком либо водопесчаной суспензией.

 

                                                       ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ТРОТУАРНОГО ПОКРЫТИЯ НЕОБХОДИМО

 Обеспечить поверхностный водоотвод при укладке тротуарной плитки на песчано - цементную смесь или на бетонное основание.

 Исключить попадание  на лицевую поверхность плитки цемента, песчано - цементной смеси и других составов, в которые входит цемент.

Это может вызвать появление цементных пятен на лицевой поверхности плитки, очистить которые невозможно.

                                                                                   НЕ РЕКОМЕНДУЕМ

 Изменять в процессе эксплуатации  целевое назначение объекта благоустройства, определенное проектной документацией.

 Выполнять самостоятельно и /или с привлечением третьих лиц изменения в выполненных покрытиях из тротуарной плитки без привлечения квалифицированных специалистов.

 Допускать при эксплуатации покрытия условия, которые могут привести к процессу вымывания дождевой водой материала из заполненных швов между бетонными изделиями (обеспечить организованный водоотвод с крыши здания и т.д.).

 Чистить покрытие от снега и льда при помощи машин с металлическими щетками, металлическими скребками, лопатами и ломами, которые могут вызвать повреждение лицевой поверхности изделия.

 Использовать для очистки изделий щелочи,  кислоты, химикаты и растворители для химической чистки. Их применение может повлечь за собой необратимое изменение цвета изделий. Для чистки поверхности изделий рекомендуется применять воду и средства, которые специально предназначены для очистки бетонных изделий и реализуются в торговых  отделах строительных магазинов.

 Покрывать поверхность изделий краской. Из-за этого лицевая поверхность изделий перестает быть шероховатой и скользит, что может привести к травматизму при дождливой погоде и в  зимний период.

                                                                                            РЕКОМЕНДУЕМ

 Проводить уборку снега деревянными или пластиковыми лопатами, пластиковыми метлами и скребками, возможно использование снегометательных машин.

 Городская пыль и грязь способны превратить поверхность плитки в совершенно иной оттенок, поэтому поверхность тротуарной плитки независимо от того цветная она или нет, необходимо обязательно мыть.

 Производить комплексную уборку тротуарного покрытия не менее двух раз в году: в марте - апреле и июле - августе.

Ранней весной плитку необходимо отмыть от зимней грязи. Летняя уборка необходима для освежения красок.

 Мыть покрытие щеткой с коротким синтетическим ворсом.

При соблюдении рекомендуемых  норм укладки и эксплуатации тротуарного покрытия  гарантия на тротуарную плитку согласно действующего ДСТУ Б. В.2.7-145:2008 "Вироби бетонні тротуарні неармовані. Будівельні матеріали. Технічні умови" составляет 5 лет с момента устройства постели под мощение и укладки тротуарной плитки.

МЕНЕДЖЕРЫ ПРЕДОСТАВЯТ ВАМ ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ ПО МОЩЕНИЮ ТРОТУАРНОЙ ПЛИТКИ

 

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ, КОТОРОЕ ВЫ УДЕЛИЛИ САЙТУ ПРЕДПРИЯТИЯ